Нарушения двигательные

Нарушения двигательные
(нарушения функций опорно-двигательного аппарата)
   — отклонения, проявляющиеся в ограничении объёма и силы движений, нарушении их темпа, координации, наличии непроизвольных движений (см. Движения произвольные). Встречаются у 5-7% детей. Причины Н.д.: заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, которым страдает большинство детей с Н.д., полиомиелит), врождённые деформации (аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей) или приобретённые заболевания (полиартрит и др.) и травмы. Для всех заболеваний и повреждений основным является двигательный дефект - задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Разработана система раннего выявления детей с Н.д.
   Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с Н.д. включает специальные ясли-сады, школы-интернаты, реабилитационные центры.
   Дошкольные учреждения (ДОУ) для детей с Н.д. (от 3-4 до 7-9 лет). Дети проходят специальное психолого-педагогическое (в т.ч. и логопедическое) обследование, которое уточняет уровень знаний, умений и навыков, выявляет осн. трудности в овладении ими, определяет коррекционные мероприятия. Дети, которые не готовы к обучению в школе, могут быть оставлены в ДОУ до 8-9 лет.
   Школы-интернаты для детей с Н.д. Принимаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, задержкой психического развития или с лёгкой степенью умственной отсталости (см. Нарушения интеллекта). Имеется подготовительный класс; проводится дифференциальная диагностика и подготовка к дальнейшему обучению в школе по массовой, адаптированной программе или программе для умственно отсталых. Образовательный процесс сочетается с лечением: проводятся лечебная физкультура (ЛФК) и массаж, грязеводолечение; соблюдается ортопедический режим; применяются специальные приспособления для облегчения передвижения и самообслуживания.
   Общее образование детей с Н.д. основывается на базисном плане общеобразовательной школы. Курс обучения в начальной школе 4 года (без подготовительного класса); продолжительность обучения в основной школе увеличивается на 1 год. Наибольшим своеобразием отличается содержание обучения в подготовительном классе и начальной школе. С 5-го класса учащиеся обучаются по программам массовой общеобразовательной школы, но в связи с увеличением срока обучения на 1 год предусматривается иное распределение учебного материала по годам обучения. Проводятся занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций, логопедические занятия; используются компьютерные программы при самых тяжёлых нарушениях (анартрия). Разработаны рекомендации "Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами" (1975), а также программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом (1986). Трудовая и допрофессиональная (5-10-й классы) подготовка, профильное обучение (11-12-й классы) позволяют решать многие лечебные задачи (развитие и коррекция мелкой моторики рук) и задачи социальной адаптации (подготовка к будущей профессиональной деятельности). Дети с Н.д. успешно обучаются программированию, делопроизводству, основам бухгалтерского учёта, художественному творчеству, радиоделу, архивному делу, иностранным языкам.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 160)
   Ч439.6

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Нарушения двигательные" в других словарях:

  • НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — мед. Двигательные нарушения могут возникать как при центральном, так и при периферическом повреждении нервной системы. Терминология • Паралич нарушение двигательной функции, возникающее вследствие патологии иннервации соответствующих мышц и… …   Справочник по болезням

  • Нарушения в психофизическом развитии у детей —     общее наименование разнообразных нарушений в психофизическом развитии у детей любого возраста, которое вытеснило употреблявшийся ранее термин аномалии развития у детей . В качестве синонима используется термин отклонения в психофизическом… …   Педагогический терминологический словарь

  • Нарушения сложные —     сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка. Например, могут сочетаться глухота и слабовидение, умственная отсталость (см. Нарушения интеллекта) и слепота,… …   Педагогический терминологический словарь

  • НАРУШЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — мед. Чувствительные нарушения могут возникать как при центральном, так и при периферическом повреждении нервной системы. Терминология • Дерматом зона иннервации кожи от одного спинномозгового ганглия и соответствующего сегмента спинного мозга. •… …   Справочник по болезням

  • Нарушения интеллекта — (умственная отсталость)     Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или… …   Педагогический терминологический словарь

  • Нарушения сознания — Полноценное функционирование сознания предполагает состояние бодрствования, обусловленное полноценной реализацией когнитивной функции полушарий головного мозга и их взаимоотношений с пробуждающими механизмами ретикулярной формации,… …   Википедия

  • Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии —     В Рос. Федерации создаются с целью организации педагогического процесса, позволяющего предупредить дезадаптацию детей с нарушениями в психофизическом развитии в условиях образовательного учреждения, обеспечить коррекцию нарушений здоровья и… …   Педагогический терминологический словарь

  • Персеверации двигательные — Нарушения двигательных навыков в связи с инертностью стереотипов и обусловленные этим трудности переключения от одного действия к другому, возникающие при поражении премоторной зоны коры больших полушарий. Особенно отчетливы П.д.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ — общее название двигательных расстройств, нарушений движений различной этиологии, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации (см. Атаксия, Апраксия), наличием… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Экстрапирамидные нарушения — Нейролептический синдром МКБ 10 G21.0 МКБ 9 333.92 Нейролептический синдром (более распространённое название экстрапирамидные расстройства) комплекс проявляющихся двигательными нарушениями неврологических осложнений, связанных с применением… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»